Положение о системе наставничества педагогических работников (подписано электронной подписью)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 комбинированного вида»

Принято

Утверждено

на общем собрании работников
протокол № 2 о т 0 9 . 0 3 . 2022г.

пр-з № 3-од от 10.03.2022 года

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 37686AAA6F3A6F84DA81CB73CD78936BAC19BA48
Владелец: Колоскова Надежда Викторовна
Действителен: с 26.02.2021 до 26.05.2022

Положение о системе наставничества
педагогических работников муниципального
бюджетного дошкольного образовательного
учреждения
«Детский сад № 3 комбинированного вида»

д. Заклинье
комитет образования администрации
Лужского муниципального района Ленинградской области
2022 г.
1

1.Общие положения
 1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников муниципального
б ю д ж е т н о г о дошкольного
образовательного
учреждения "Детский сад № 3 комбинированного вида » (далее МБДОУ) определяет цели,
задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано
в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества:
- закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021г.), ст.46, п.3;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019г. № 3273-р (ред.
от 20 августа 2021г.);
- постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. № 225 «Об утверждении
номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
- письмо Минпросвещения России от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08 и
Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 года № 657 об использовании
Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
- Устав муниципального б ю д ж е т н о г о дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 3 комбинированного вида» (далее по тексту МБДОУ) и другие локальные
нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере наставничества педагогических
работников.
 1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы)
наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
2

наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на
устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
 1.3.Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1)
принцип научности - предполагает применение научно - обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2)
принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности
в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)
принцип
аксиологичности
подразумевает
формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной
деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим
ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам,
выбору
коммуникативных
стратегий
и механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу
образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от
выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной
организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.

3

2.Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
 2.1.Цель системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды наставничества в образовательной организации, способствующей
непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и
социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению
молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
 2.2.Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования
их индивидуальной профессиональной траектории;

- оказывать помощь в освоении цифровой информационно- коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем
научно- методического сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения
разнообразных,
в
том числе
реверсивных,
сетевых и дистанционных форм
наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с
традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессиональноэтическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными
формами
и
методами
индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
 2.3. В образовательной организации применяются разнообразные формы
наставничества
(«педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог» и другие) по отношению к
наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от
цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных
затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества
4

используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно- коммуникационных технологий, таких как
видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное
и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет
дистанционно сформировать пары «наставник-наставляемый», привлечь профессионалов и
сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга
лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником
опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог
становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебновоспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз,
когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы
обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его
подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых)
с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и
интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать
цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог-педагог» – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «педагогпрофессионал – педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог» способ
реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательной организации - педагог»,нацеленную
на совершенствование
образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем
образовательной организации посредством создания необходимых организационнопедагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.

5

3.Организация системы наставничества
Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной организации «Об
утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ «Детский сад
№ 3 комбинированного вида». Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя образовательной организации.
 3.1.Руководитель образовательной организации:
-осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
-издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы (целевой
модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
-утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и
наставляемых, а также утверждает их;
-утверждает "Дорожную карту " (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
-издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на
возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
-способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с
различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества
(заключение
договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний,
участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
-способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
 3.2.Куратор реализации программ наставничества:
-назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя;
-своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной
организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве
наставляемых;
-разрабатывает "Дорожную карту "(план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
-совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет) наставников и
наставляемых,
в
том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета –
официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;
-формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества
педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта
совместно с системным администратором;
-осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с
ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
-организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на
стажировочных площадках с привлечением наставников из других образовательных организаций;
-курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;
-организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг реализации
системы наставничества педагогических работников в образовательной организации;
-осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные
формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует
итоговый аналитический
отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
-фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в
формах статистического наблюдения (совместно с системным администратором).
6

 3.3.Права и обязанности наставника
Права наставника:
-привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
-знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
-обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с просьбой
о сложении с него обязанностей наставника;
-осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения
заданий.
Обязанности наставника:
-руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и
локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при
осуществлении наставнической деятельности;
осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора,
в т.ч. и на личном примере;
-создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
-содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
-рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных
конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
 3.4.Права и обязанности наставляемого
Права наставляемого:
-систематически повышать свой профессиональный уровень;
-участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических
работников;
-обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
-вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
-обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством о замене
наставника.
Обязанности наставляемого:
-изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере
наставничества педагогических работников;
-реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
-соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
-знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной организации;
-выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных
обязанностей;
-совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного
исполнения должностных обязанностей;
-устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
7

-проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
-учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним.
 3.5.Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
-профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
-у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
 3.6. Завершение персонализированной программы наставничества
Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
-завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном
объеме;
-по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным
обстоятельствам);
-по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы
наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого –
форс-мажора).
Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических
работников.
По
обоюдному
согласию
наставника
и
наставляемого/наставляемых
педагогов
возможно
продление
срока
реализации
персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например,
плана мероприятий, формы наставничества).
 3.7.Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной
организации.
Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников на официальном сайте образовательной организации создается
специальный раздел (рубрика).На сайте размещаются сведения
о
реализуемых
персонализированных программах наставничества педагогических работников ,базы
наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества
педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно- правовая база
в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и
анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в
образовательной организации и др.Результаты персонализированных программ наставничества
педагогических работников в образовательной организации публикуются после их
завершения.

4.Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательной
организации и действует бессрочно .В настоящее Положение могут быть внесены изменения и
дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».